Новости
Индивидуальный учет тепла выгоден всем. Опыт соседних стран.
Европейский банк реконструкции и развития проанализировал и обобщил опыт десяти постсоциалистических стран по модернизации теплоснабжения жилищного фонда с внедрением общедомового и индивидуального регулирования и учета.
В результате исследования установлено, что внедрение оплаты по факту индивидуального потребления приводит к дополнительному снижению потребления тепловой энергии на 15–25 %, что при комплексном подходе позволяет добиться оптимизации работы системы теплоснабжения, повысить эффективность производства и распределения тепловой энергии.
Особое внимание при реализации программы модернизации должно уделяться формированию четкой законодательной базы и широкому информированию потребителей тепловой энергии.
Основными целями модернизации систем теплоснабжения ставится не только энергосбережение, но и достижение финансово-экономической устойчивости сектора центрального теплоснабжения (ЦТС) за счет приведения в соответствие реального потребительского спроса и объемов выработки и распределения тепловой энергии (ТЭ).
При отсутствии индивидуального регулирования и учета у конечных потребителей одной из главных проблемой сектора ЦТС становится дисбаланс спроса и предложения: большинство потребителей получает тепловую энергию либо в избыточном, либо в недостаточном количестве. При этом теплоснабжающие организации на самом деле не имеют точной картины, куда и сколько тепловой энергии поставлять. Кроме того, поставщики традиционно нацелены на максимальный отпуск ресурса потребителям. Внедрение индивидуального регулирования и учета создает одновременно и возможность, и мотивацию для жильцов к оптимальному потреблению тепловой энергии. В то же время за счет перехода к справедливой и прозрачной оплате повышается качество услуги, растет уровень доверия потребителей к поставщикам тепла, и, в итоге, улучшается собираемость платежей за ТЭ. Это позволяет прийти к финансовой и экономической стабильности сектора ЦТС.
В докладе приведен анализ технического состояния систем ЦТС в нескольких европейских странах, сформулирована дорожная карта модернизации теплоснабжения МКД, описано влияние комплекса мер на конечных потребителей, поставщиков и государственный бюджет. Также рассмотрены типичные проблемы, возникающие при реализации мероприятий по модернизации ЦТС.